1 января текущего года проекту «Универсальные электронные карты» (УЭК) исполнился ровно год. Однако до сих пор значительная часть российских граждан ничего не знает о существовании УЭК или же весьма смутно представляет себе смысл ее выпуска.
Между тем в начале 2014 года Совет Федерации продлил срок подачи заявлений на выдачу карт еще на год, до 31 декабря 2014 года, внеся соответствующие поправки в федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По окончании этого периода всем российским гражданам, не получившим универсальные электронные карты и не написавшим заявление об отказе от их получения, УЭК будут выданы в обязательном порядке.
Таким образом, у нас есть еще год, чтобы принять обоснованное и взвешенное решение по поводу того, нужна ли нам карта. Попробуем разобраться, что же такое универсальная электронная карта и какую пользу она может нам принести.
УЭК упростит бюрократические процедуры
«Универсальная электронная карта - это карта, содержащая зафиксированную в визуальной и электронной формах минимально необходимую информацию о гражданине, с помощью которой обеспечивается доступ к полной информации для удостоверения прав гражданина на получение государственных, муниципальных и иных услуг», – рассказывается на официальном московском информационном портале универсальной электронной карты. То есть основным предназначением карты является упрощение доступа граждан РФ к государственным и муниципальным услугам, оказываемым в электронной форме.
Согласно задумке создателей, УЭК должна упростить бюрократические процедуры, улучшить качество государственных услуг и повысить информированность граждан о своих правах. При помощи УЭК можно будет:
-
сэкономить время (на поездках, ожидании в очереди и заполнении документов);
-
ускорить получение услуг;
-
исключить коррупционную составляющую (отсутствует личный контакт с представителем ведомства, оказывающего услугу);
-
получать услуги в удобном для вас месте (через развитую сеть каналов обслуживания УЭК);
-
получать федеральные услуги на всей территории Российской Федерации (вне зависимости от региона выдачи УЭК).
В настоящее время идет создание соответствующей инфраструктуры, которая позволит пользоваться картами в полном объеме. (Собственно, именно с этим и связано решение продлить на год срок подачи заявлений на выдачу карт.) Пока же пользователям доступно лишь ограниченное число государственных услуг, связанных с медицинским и пенсионным обеспечением, предоставлением информации о гражданине в учетных системах органов власти,банковских услугах(при условии подключения электронного банковского приложения). Однако со временем планируется, что владельцы карт смогут подключиться к более чем 1000 государственных, муниципальных и коммерческих услуг.
Универсальная электронная карта объединяет и свидетельство обязательного пенсионного страхования, удостоверяет права на получение иных государственных и муниципальных услуг. Со временем с ее помощью можно будет записаться к врачу посредством интернета и получить доступ к услугам в области социального обеспечения.
Упростить получение услуг поможет электронная подпись (ЭП), которую пользователь может опционально подключить к своей карте. «Во время подачи заявления на выдачу УЭК гражданин сам принимает решение о размещении на своей карте электронной подписи, и сотрудник ППЗВК (пункта приема заявлений и выдачи карт) записывает электронную подпись на УЭК», – поясняется на сайте УЭК. Электронная подпись - это полный эквивалент привычной рукописной подписи, но с той разницей, что прикрепить такую подпись можно дистанционно.
УЭК как платежное средство
Другой важной функцией универсальных электронных карт является функция платежного средства. УЭК можно использовать в качестве полноценного платежного инструмента. Платежный сервис обеспечивается платежным продуктом ПРО100, что гарантирует надежность и безопасность операций, связанных с использованием данных пользователя, и с помощью чего возможно эффективное использование УЭК. Наивысший на данное время уровень безопасности при совершении платежей, защиту от подделки и совершения мошеннических действий обеспечивает встроенный в карту чип.
При помощи УЭК можно оплатить государственные, муниципальные и коммерческие услуги, товары и услуги в розничной сети, снять наличные средства (в банке-эмитенте, выбранном владельцем карты) и получить доступ к другим услугам банков: вкладам, кредитам, денежным переводам и др. (также в выбранном банке-эмитенте). Банк-эмитент – это банк, который обеспечивает функционирование электронного банковского приложения, размещенного на УЭК. Для использования электронного банковского приложения гражданин может открыть счет в банке-эмитенте или при наличии у банка-эмитента такой технической возможности воспользоваться ранее открытым в банке счетом. Выбрать банк-эмитент потенциальный владелец карты может во время подачи заявления на получение УЭК. Информацию о банках-эмитентах можно получить на сайте www.uecard.ru или в пунктах приема заявлений и выдачи карт.
Как получить универсальную электронную карту
Универсальная электронная карта выдается бесплатно гражданам Российской Федерации. Для этого необходимо лично подать заявление в один из пунктов приема заявлений (по выбору гражданина). При подаче заявления необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, полис обязательного медицинского страхования (рекомендуется) и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (рекомендуется). Сотрудник пункта должен принять заявление, сфотографировать заявителя и выдать ему уникальный номер заявки для получения информации о статусе готовности УЭК.
Пункт выдачи известит получателя о готовности карты в течение 20 рабочих дней. При получении УЭК заявителю выдается конверт с PIN-кодами. Кроме того, в этот момент владелец карты может подать заявление на запись на карту электронного ключа. Электронная подпись размещается в режиме реального времени. Сотрудник ПВК создает ключ электронной подписи на УЭК, после чего распечатывает и выдает гражданину под расписку копию сертификата ключа проверки электронной подписи. Активировать банковское приложение владелец карты может самостоятельно, обратившись в банк-эмитент, выбранный при подаче заявления.
Необходимость в универсальной электронной карте до сих пор вызывает дебаты в СМИ и рунете. В основном противники выказывают опасения в отношении того, что на один носитель записывается вся основная информация о гражданине: личная информация, информация о доходах, имуществе, социальном обеспечении и других сторонах жизни человека,- которая может попасть в руки третьих лиц. Со своей стороны власти отмечают, что УЭК лишь маршрутизирует, а не объединяет данные. По их словам, карта лишь способ получить информацию из базы, которая имеется в государственных органах. Кроме того, инициаторы выпуска карт указывают на наличие нескольких степеней защиты у УЭК. Тем не менее власти реализовали возможность отказа от получения универсальной электронной карты. Для этого до 31 декабря 2014 года необходимо подать специальное заявление об отказе в один из пунктов приема.
По данным "УЭК", в настоящее время в России принято более 245 000 заявлений о выдаче универсальных электронных карт и открыто более 960 пунктов приема заявлений.
Напоминаем, что в Кургане получить или отказаться от получения УЭК можно в ГБУ «МФЦ» (ул.Куйбышева, 144, стр.41) или непосредственно в пункте приема-выдачи универсальных электронных карт (ул.Орлова, 46, тел: 8(3522) 24-47-29)
|